воскресенье, 7 апреля 2013 г.

Воспитываем юного пешехода...


Каждый человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасного поведения на улицах и дорогах. Знания эти формируются в процессе воспитания и обучения. Перед нами стоят очень важные задачи: продолжать создавать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения; развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения; вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на улицах и дорогах; воспитывать в детях грамотных пешеходов.
 С учетом данных задач создана картотека дидактических и подвижных игр по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста.

«Светофор»

Цель: закрепить представления детей о светофоре.
Материал: карточки красного, желтого и зеленого цветов.
Содержание игры: ведущий в центре игрового поля. он показывает (или называет) цвет (красный, желтый, зеленый). Игроки, у которых в одежде есть такой цвет, переходят на другую сторону поля. Остальные ждут своего цвета.

«Водители»

Цель: формировать навыки ролевого поведения. Учить брать роль и вести ее до конца игрового действия
Материал: автомобили на веревочках (с дистанционным управлением) или таблички-накидки.
Содержание игры: педагог предлагает детям различные изображения с ситуациями дорожного движения. Дети объясняют, что обозначает каждый сигнал, разыгрывая дорожные ситуации.

«Кто быстрее?»

Цель: закреплять знания детей о правилах дорожного движения.
Материал: автомобили на веревочках (с дистанционным управлением) или таблички-накидки, разграничительные полосы, ограничительные линии.
Содержание игры: дети проводят автомобили от старта до финиша по прямой, кривой и по кругу. Выигрывает тот, кто не заедет за заграничительную полосу.

«Лишние предметы»

Цель: формировать навыки ролевого поведения. Учить брать роль и вести ее до конца игрового действия.
Материал: атрибуты игры «Азбука дорожного движения»: руль, жезл, свисток, накидка ДПС, ножницы, весы, накидка «Автобус».
Содержание игры: педагог сообщает, что необходимо помочь регулировщику. Среди необходимых для его работы предметов имеются лишние. Дети убирают ненужные предметы, поясняя свой выбор.

«Угадай, какой это знак»

Цель: учить детей различать дорожные знаки
Материал: кубики с наклейными на них дорожными знаками.
Содержание игры: ведущий называет знак, дети находят его на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он означает.
Вариант игры: дети по очереди бросают кубик, рассказывая о знаке, который выпал на кубике.

«Пешеходы»

Цель: формировать навыки ролевого поведения. Учить брать роль и вести ее до конца игрового действия.
Материал: куклы (мишки, зайцы), светофор, ограничительные полосы, знак «Пешеходный переход»
Содержание игры: дети разыгрывают различные дорожные ситуации. Например, куклы переходят дорогу на зеленый сигнал, на желтый – останавливаются, на красный – стоят. Под знаком «Пешеходный переход» куклы переходят проезжую часть.

«Гараж»

Цель: учить детей различать дорожные знаки
Материал: обручи, накидки с изображением транспортных средств, аудиозапись «Дождь».
Содержание игры: гаражи-обручи раскладываются в зале. Дети - транспорт перемещаются по кругу или двигаются в разных направлениях. Звучит музыка дождя – все бегут к гаражам и занимают любое свободное место. Ребенок-автомобиль, оставшийся без гаража, выбывает из игры.

«Делай как я»

Цель: учить различать дорожные знаки, формировать навыки ролевого поведения. Учить брать роль и вести ее до конца игрового действия.
Материал: накидка регулировщика, жезл.
Содержание игры: ребенок (подг. гр.) в костюме регулировщика с жезлом в руках стоит напротив шеренги детей. Он показывает основные движения (красный свет: руки вытянуты или опущены – стой, желтый – правая рука с жезлом поднята вверх- приготовиться, зеленый – регулировщик стоит боком к пешеходам, руки вытянуты в стороны или опущены – иди). Дети делают такие же движения.

«Ловкий пешеход»

Цель: закреплять знания детей о светофоре
Материал: мяч, макет светофора.
Содержание игры: пешеходы по очереди переходят перекресток. Перейти – значит на ходу бросить мяч в зеленый глазок светофора. Попал в красный – выбываешь из игры. Если попал в желтый – можешь бросить еще раз.

«Парные картинки»

Цель: учить различать дорожные знаки, развивать зрительное внимание
Материал: парные картинки с изображением дорожных знаков.
Содержание игры: детям раздают изображения дорожных знаков. Под музыку они отыскивают свою пару – такой же знак. Вариант игры: детям раздают изображения разных видов транспорта. На мольберте прикреплены изображения тучи, реки, дороги. . По сигналу дети выкладывают картинки транспорта в соответствии с его видом на мольберт. Например: лодка, катер, корабль – водный транспорт, занимает место на реке.

«Угадай знак»


Цель: учить детей различать дорожные знаки.
Материал: два комплекта табличек с дорожными знаками..
Содержание игры: дети стоят вряд. Перед каждым таблички с дорожными знаками, перевернутыми вниз. Такой же комплект знаков у ведущего. Он открывает любой знак из своего набора. Выигрывает тот, кто быстрее отыщет знак у себя и правильно назовет его значение.

«Грузовики»

Цель: закрепить представления о светофоре, учить различать дорожные знаки.
Материал: накидки с изображением грузовых автомобилей, рули, светофор, мешочки с песком.
Содержание игры: в руках у детей рули. Им необходимо доставить срочный груз. На голове у каждого ребенка положен мешочек с песком. Взрослый переключает светофор. Детям поясняется, что автомобили могут ехать, выполняя правила дорожного движения. Победит тот, кто быстрее доставит груз до места назначения на сигнал светофора, и не потеряет груз.

«Дорожное – не дорожное»

Цель: обогащать пассивный и активный словарь детей (транспортные средства, знаки дорожного движения и т.д.)
Материал: мяч
Содержание игры: дети ловят мяч только в случае, если ведущий произносит «дорожное» слово. Например: тротуар, пешеход, светофор и т.д. в других случаях мяч не ловится.

«Светофор»

Цель: закрепить представления детей о светофоре
Материал: флажки красного, желтого и зеленого цвета
Содержание игры: ведущий поочередно (хаотично) «переключает» сигналы светофора – взрослый показывает флажки красного. желтого и зеленого цвета). На зеленый свет – дети маршируют, имитируя ходьбу. На желтый – хлопают в ладоши, на красный – соблюдают полную тишину.

«Поставь дорожный знак»

Цель: расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя на дороге
Материал: подиум с изображением дорог, пешеходных переходов, жилых и административных домов.
Содержание игры: дети расставляют необходимые дорожные знаки. Например: у школы – знак «Дети», у пешеходного перехода – знак «Пешеходный переход», у больницы – знак «Больница» и т.д.

«Красный, желтый и зеленый»

Цель: закрепить представления детей о светофоре
Материал: две корзины: одна с шариками из набора «Сухого бассейна» (20 разного цвета), другая пустая.
Содержание игры: дети переносят из одной корзины шарики в другую только того цвета, что на светофоре: красного, желтого, зеленого.

«Разрезные картинки»

Цель: учить детей различать дорожные знаки
Материал: разрезные на части картинки (4, 6 частей) с изображением различного вида транспорта, дорожных знаков, светофора.
Содержание игры: детям предлагается сложить целое из частей. Назвать вид транспорта, знак дорожного движения, знаки светофора.

«Загадай загадку, покажи отгадку»

Цель: обогащать активный и пассивный словарь детей, развивать зрительное и слуховое восприятие
Материал: карточки с загадками, картинки – отгадки или накидки – транспортные средства, светофор, рули.
Содержание игры: педагог предлагает детям отгадывать загадки. Тот, кто отгадает, берет на себя роль отгадки. Количество загадок совпадает с количеством предметов-отгадок. После того, как дети отгадали все загадки, с ними, разыгрывается какой-то сюжет на основе игры «Азбука дорожного движения»

«Продолжи ряд слов»

Цель: обогащать активный и пассивный словарь детей, (транспортные средства, дорожные знаки)
Содержание игры: взрослый говорит любое слово из лексического запаса по теме «Транспорт», «Машины», «Улица», «Знаки дорожного движения». Ребенок повторяет это слово и называет свое, следующий ребенок повторяет это слово и придумывает свое.

«Поле чудес»

Цель: Закрепить правила дорожного движения; научить детей легко четко выражать свои мысли, говорить верно.
Материал: картинки с ситуациями на дороге, улице.
Ход игры: Игра проводится в три этапа.
1. Вызываются по три человека в каждом
туре. На «Поле чудес» расположены картинки с ситуациями на дороге, улице. На какой картинке остановится стрелка – такую же вывешивают на стене. Ведущий объясняет ситуацию и просит найти выход.
Отвечает ребенок, первым (из трех вызванных детей) поднявший руку для ответа. 2. Игра со зрителями проводится
аналогично. Вывешивается плакат с ситуацией. За первый правильный ответ зритель получает приз. 3.Трем оставшимся победителям дается ситуация, плакат вывешивается на стене. Кто первый поднимет руку, имеет право на слово. Во всех случаях засчитывается правильный, грамотный, краткий ответ (четкая разговорная речь).

«Что? Где? Откуда?»

Цель: Повторить и закрепить правила дорожного движения.
Материал: круг со стрелкой, карточки с вопросами для двух команд
Ход игры: играют две команды. Ведущий задает вопросы. На круге со стрелкой расположены цифры. На какую цифру укажет стрелка – тот номер вопроса и задает ведущий. Круг вращают капитаны команд. За каждый правильный ответ присуждается одно очко.
Итоги подводит жюри.
Победители награждаются
Вопросы 1 команде:
* Какое движение на вашей улице – одностороннее или двустороннее?
* Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить машины?
* Что такое перекресток? Где и как нужно переходить дорогу?
* Как обозначается пешеходный переход?
* Как регулируется движение на улице?
* Какие сигналы светофора вы знаете?
*Какие дорожные знаки есть на вашей улице?Для чего они нужны?
* Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидаю
Вопросы 2 команде:
*Как нужно вести себя в транспорте?
*Как называется палочка, с помощью которой регулируется движение на дорогах?
* Покажи положение регулировщика, которое соответствует красному, желтому, зеленому сигналам светофорам?
* Когда надо начинать переход улицы?
* Как нужно идти по тротуару?
* Где на проезжей части можно переждать поток машин?
* Что помогает регулировщику управлять движением?

«Лучший пешеход»

Цель: Продолжать закреплять знания детей о правилах дорожного движения; закрепление знаний детей о сигналах регулировщика.
Ход игры.
Вариант 1:
Дети делятся на две команды. Воспитатель выполняет роль регулировщика. Дети держат в рука кружки трех цветов (красный, желтый, зеленый) и поднимают на сигнал регулировщика кружок соответствующего цвета. За каждую ошибку команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, у которой штрафных очков меньше.

«Лучший пешеход»

Цель: Продолжать закреплять знания детей о правилах дорожного движения; закрепление знаний детей о сигналах регулировщика.
Ход игры.
Вариант 2:
Воспитатель выполняет роль регулировщика. Дети шагают на месте на сигнал «разрешен переход», хлопают в ладоши на сигнал «запрещен переход». Итоги подводит любой сказочный персонаж, в этом примере – Незнайка. Он предлагает нарисовать ему улицу со светофором. Воспитатель анализирует рисунки, и дети дарят их Незнайке.

«Улица города»

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.
Материал: макет улицы, деревья, автомобили, куклы-пешеходы, светофор, дорожные знаки.
Ход игры.
Воспитатель рассматривает с детьми макет улицы, задает ряд вопросов. Свои ответы дети сопровождают показом на макете.
Далее воспитатель предлагает детям «проехать» по улице, соблюдая правила дорожного движения. Затем кто-то из детей выполняет роль пешехода. Выигрывает тот, кто хорошо (без ошибок) справится с ролью водителя или пешехода.
Вопросы к детям (к игре «Улица города»)
- Какие дома на нашей улице?
- Какое движение на нашей улице - одностороннее или двустороннее?
- Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить автомобили?
- Что такое перекресток? Где и как нужно переходить улицу?
- Что обозначает пешеходный переход?
-Какие сигналы светофора вы знаете?
- Можно ли играть на улице?
- Как нужно вести себя в автобусе?

«Светофор»

Цель: Закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах. Закрепить представления детей о цвете (красный, желтый, зеленый).
Материал: цветные картонные кружки (желтые, зеленые, красные); макет светофора.
Ход игры.
Воспитатель раздает кружки детям кружки желтого, красного, зеленого цвета. Последовательно переключает светофор , а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал светофора. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.

«Поставь дорожный знак»

Цель: Учить детей различать дорожные знаки согласно программным требованиям. Воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.
Материал: дорожные знаки, игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, перекрестков.
Ход игры: Детям предлагается рассмотреть игровое поле и то, что на нем изображено; расставить нужные дорожные знаки. Например, у школы – знак «Дети», у кафе - «Пункт питания», на перекрестке – «Пешеходный переход» и т.д. Выигрывает тот, кто за определенное время успеет расставить все знаки правильно и быстро.

«Виды перекрестков»

Цель: Познакомить детей с видами перекрестков. Учить правилам перехода улицы.
Материал: бумажные карточки большого и маленького размера с изображением уличных перекрестков.
Ход игры.
По приглашению воспитателя дети берут по одной большой карточке с изображением уличных перекрестков. Воспитатель показывает маленькую карточку со схемой перекрестков. Ребенок , у которого находится аналогичная большая карточка, должен поднять ее и показать всем играющим. «Нарушитель» должен объяснить, в чем заключается его ошибка.

«Наша улица»

Цель: Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы.
Материал: макет улицы с домами, перекрестками; автомобили (игрушки); куклы-пешеходы; куклы-водители; светофор; дорожные знаки; деревья (макеты).
Ход игры: Первый вариант (для пешеходов). С помощью кукол дети разыгрывают по заданию педагога различные дорожные ситуации. Так, на управляемом перекрестке на зеленый сигнал светофора куклы переходят улицу, на желтый останавливаются, ждут, на красный продолжают стоять. Затем куклы идут по тротуару или обочине дороги до пешеходного перехода, обозначенного знаком «Пешеходный переход», и там переходят проезжую часть.

«Наша улица»

Цель: Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы. Закрепить представления детей о назначении светофора.
Материал: макет улицы с домами, перекрестками; автомобили (игрушки); куклы-пешеходы; куклы-водители; светофор; дорожные знаки; деревья (макеты).
Ход игры: Второй вариант (для водителей). Воспитатель показывает дорожные знаки: запрещающие, предупреждающие, информационно-указательные.
За правильный ответ ребенок получает значок. По количеству значков засчитываются набранные очки. Победителей награждают призами – автомашинами, куклой-пешеходом, куклой-водителем.


Комментариев нет:

Отправить комментарий