вторник, 7 мая 2013 г.

Представление педагогического проекта в области "Коммуникация"


Название проекта: «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»
Вид проекта: практико – ориентированный
Продолжительность: 1 год
Участники: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители
Основное направление проекта: развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой.

Актуальность
Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации.                                                                                                  В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной и коммуникативной сфер ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.  Современные дети стали менее общительными и отзывчивыми к чувствам других. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Диалогические умения дошкольников являются важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии. Диалог рассматривается как основная форма общения дошкольников.
Педагогические исследования в области содержания и методов речевой работы с дошкольниками выявили недостатки существующих методических рекомендаций по развитию диалогической речи. Одним из таких недостатков является необоснованность распространенного в методике представления о диалоге как о вопросно-ответной форме речи. Это привело к обеднению содержания работы по развитию у детей диалогической речи.
Другой недостаток заключается в том, что среди методов развития диалогической речи дошкольников преобладают разговоры и беседы педагогов с детьми. Потенциальные возможности многих игр используются в этом процессе не в полной мере.
Дошкольнику, что бы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией и важнейшей ее составляющей – диалогическими умениями. Диалог является основной формой общения дошкольников. Диалогические умения детей - важная предпосылка их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии.
К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:
1. сотрудничать;
2. слушать и слышать;
3. воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
4. говорить самому.
Коммуникативное развитие детей происходит успешно при условии удовлетворении всех их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви, поддержке, активном познании и информационном обмене, самостоятельной деятельности (по интересам), в общении, сотрудничестве с взрослыми и сверстниками, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих.
Для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) проблема формирования и развития коммуникативных способностей особенно актуальна. В результате мониторинга сформированности интегративного качества «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» было выявлено большое количество детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем развития коммуникативных навыков.
Актуальность проблемы поставила перед нами цель – внедрение инновационной технологии О.А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» для повышения уровня сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Для решения поставленной цели были определены задачи педагогического проекта:
1. Повысить уровень сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста на 5 % через внедрение технологии Бизиковой О.А.
2. Обосновать результаты педагогического опыта по внедрению технологии О.А. Бизиковой, с целью дальнейшего использования педагогов в работе по формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
3. Повысить уровень компетентности родителей по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм и методов работы на 8 %.
Реализация данного проекта предполагает получение следующих результатов:
1. Повысится уровень сформированности коммуникативных навыков у детей
старшего дошкольного возраста на 5%.
2. Повысится уровень компетентности педагогов по развитию
коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста на 35%.
3. Повысится уровень компетентности родителей в вопросах развития
коммуникативных навыков детей на 8 %.                                                                                 Содержание проекта
Первый модуль целевой 
Цель: Развитие умения детей старшего дошкольного возраста пользоваться диалогом, как формой общения. Задачи:
1. Формировать умения пользоваться различными единицами
диалога в соответствии с их функциональным назначением.
2. Способствовать усвоению основных правил ведения диалога,
его культуры.
3. Обучать дошкольников правилам речевого этикета.
4. Обеспечить эффективное взаимодействие с родителями по
вопросам развития коммуникативных навыков у детей.
Содержание данных задач условно можно представить в виде трех блоков:
первый блок — это комплекс задач, предполагающих усвоение детьми диалогического единства «вопрос — ответ» и соответствующих этой паре реплик форм поведения;
второй блок посвящен диалогическому единству «сообщение — реакция на сообщение» и правилам, связанным с употреблением этого вида реплик;
третий блок включает задачи обучения детей репликам и речевому поведению в диалогическом единстве «побуждение — реакция на побуждение».
Диалогическое единство "Вопрос - ответ"
Умение задавать вопросы различного содержания (познавательные и социально-личностные); пользоваться вопросительными словами и местоимениями.
Умение отвечать на вопросы коммуникативно целесообразно, в соответствии с темой и ситуацией общения; в общей беседе говорить по очереди.
Умение задавать вопросы адресно; не отвечать вопросом на вопрос; не оставлять вопрос без внимания.
"Сообщение -реакция на сообщение"
Умение сообщать собеседникам свое мнение, точку зрения; новые факты, впечатления, события; изменившиеся представления, о выполнении обещания, о сделанном, о желаниях, намерениях, о своих чувствах и переживаниях и т.п.
Умение толерантно реагировать на сообщения, выражать вежливо согласие (несогласие), удивление, возражение, добавление, разъяснение и т.д.
Умение сообщать о чем-либо, избегая нескромности и хвастливости; быть сдержанным при высказывании своих чувств; избегать категоричности в суждениях; проявлять толерантность к другому мнению; обмениваясь мнениями, давать возможность высказываться всем собеседникам.
"Побуждение -реакция на побуждение"
Умение вежливо выражать в общении со сверстниками и взрослыми побуждения к какому-либо действию; просьбы, советы; предложения; приглашения.
Умение в социально принятых формах выражать готовность к выполнению побуждения или отказываться от выполнения.
Пользоваться средствами речевого этикета при выражении побуждений и реакций на побуждение.
Второй модуль – содержательный.
Работа по формированию у детей коммуникативных навыков проходит в интеграции образовательных областей:
Ø Познание
Ø Социализация
Ø Чтение художественной литературы
Ø Безопасность
Ø Здоровье
Ø Физическая культура
Ø Художественное творчество
Ø Труд
При планировании работы по развитию у детей коммуникативных навыков и диалогической речи нужно руководствоваться принципами, которые учитывают закономерности и логику речевого развития детей. Прежде всего необходимо соблюдать систематичность педагогического воздействия. Умения и навыки у детей быстро формируются и быстро утрачиваются, если их не закреплять. Ежедневные формы работы с детьми призваны обеспечить систематичность и повторяемость материала. Содержательный модуль включает в себя несколько этапов.
Предварительный этап: обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик.
На предварительном этапе работы основной задачей является обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик. При этом следует опираться на подражательные способности детей, так как известно, что дошкольники заимствуют те речевые образцы, которые наиболее часто слышат. Именно поэтому так важно обеспечить многократное восприятие детьми разнообразных диалогических реплик.
К источникам речевого подражания относятся: речь окружающих июлей, художественная литература, кукольные и игровые спектакли, фильмы. Используя художественные средства, нужно привлекать внимание детей к диалогам героев. Для этого в беседах после чтения литературных произведений или просмотров спектаклей и фильмов при помощи разнообразных обращений к детям (вопросом, сообщений, побуждений) выделять. Особая роль в этой работе отводится художественной литературе, поскольку встречи с ней ежедневны, а методы приобщения к литературным произведениям содействуют не только восприятию форм диалога, но и их воспроизведению.
Первый этап: использование игр и игровых приемов с готовыми диалогическими репликами.
Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик. Например, читая по ролям потешку про зайца, дошкольники усваивают разные формы реплик из диалогической пары побуждение — реакция на побуждение:
— Ну-ка, зайка, поскачи-поскачи!
— Отчего не поскакать? Поскачу!
— Лапкой, зайка, постучи-постучи!
— Отчего не постучать? Постучу!
В этом шутливом диалоге дети учатся добродушно реагировать на побуждения.
Диалогическое единство вопрос — ответ представлено и в потешках («Кисонька-мурысонька», «Заяц белый, куда бегал?» и др.), и во многих стихотворениях (Е. Благинина «Черемуха», В. Орлов «Ты скажи мне, реченька...», «Отчего ты черен, кот?» и др.). Передача этих произведений по ролям позволяет детям усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонации.
Диалогическое единство сообщение — реакция на сообщение не так часто встречается в стихотворениях, тем не менее, можно порекомендовать для чтения по ролям такие произведения: А. Барто «Я знаю, что можно придумать...», С. Маршак «Перчатки», А. Берлов «Лягушонок», Н. Сладков «Разговор лисы и зайца» и др. Кроме того, можно использовать стихотворения, не имеющие диалогической формы, но которые поддаются преобразованию в диалогический текст.
Интересными для обыгрывания детьми являются коротенькие фольклорные миниатюры. Тонкий юмор этих произведений раскрывается перед детьми в ходе подготовки небольших театральных этюдов, и они с удовольствием показывают друг другу и малышам сценки по мотивам этих миниатюр.
Заимствование детьми форм диалогического взаимодействия происходит также в дидактических и подвижных играх с готовыми диалогическими текстами. В них дети воспроизводят наизусть готовые реплики различных видов и осваивают разные диалогические единства.
Воспроизведение готовых литературных диалогов помогает детям осваивать не только формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонации, но и приучает выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора.
Второй этап: использование игр, в которых дошкольники оперируют не только заученными, но и самостоятельно построенными репликами.
Такие виды театральных игр, как пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений и режиссерские игры по мотивам произведений, используются для постепенного перевода детей от использования готовых реплик к построению своих.
Каждое диалогическое единство отрабатывается отдельно. Для этого вначале подбираются произведения с преобладанием какой-либо одной диалогической пары. Позже берутся произведения, где разные диалогические пары переплетаются. Можно использовать народные сказки и произведения писателей: «Как лечить удава», «Хочу быть слоненком» Г. Остера, «Неладно скроен, да крепко сшит», «Божья коровка» К. Ушинского, «Спор животных» (русская народная сказка), «Приключения Мишки Ушастика» Ч. Янчарского и другие. Желание дошкольников участвовать в играх-инсценировках усиливается, если пригласить на спектакли (кукольные и игровые) детей младших групп, устроить театральные посиделки.
На данном этапе можно также учить детей вести диалог по телефону. Для этого используются игры с телефоном, в которых педагог демонстрирует различные ситуации, связанные с телефонными переговорами: звонок другу, звонок маме (бабушке), звонок в поликлинику, цветочный магазин и многие другие. Обыгрывая ситуации, воспитатель знакомит детей с этикетом телефонного разговора, с традиционными речевыми фразами. Затем дети разыгрывают сходные ситуации.
Третий этап: использование игр, которые побуждают к самостоятельному построению диалогических реплик.
Используются словесные игры без готовых текстов, телефонные игры-импровизации, творческие виды игр (театральные и режиссерские игры с придуманными сюжетами). Особую роль играют словесные игры, поскольку они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик.
Закрепление умений детей задавать вопросы и отвечать на них происходит в таких играх, как «Да и нет», «Вопросы с подсказкой», «Запрещенные слова», «Смешинка», «Турнир знатоков», «Ты мне - я тебе». Участие в подобных играх требует от дошкольников усилия мысли, памяти, активизации знаний детей о предметах, природе, родном городе и т.п.
Использованию разнообразия форм вопросов содействуют игры с применением моделей, символически отображающих направленность вопросов. Например, карточка с изображением цветных пятен ориентирует детей на вопрос о цвете предмета. Карточкам с изображением геометрических форм — о форме. Изображение большого и маленького предметов стимулирует детей задать вопрос о величине и т.д.
Умения пользоваться репликами из диалогической пары сообщение — реакция на сообщение закрепляются в играх «Кто кого запутает», «Так бывает или нет?» («Небылицы»), «Ошибка», «Отгадай, кто я?», «Любимые места города» и другие.
Закрепление умений формулировать побуждения и вежливо реагировать на них происходит в играх «Сумей отказаться», «Поручение», «Назови родителей», «Угощение» и др.
Таким образом, игры, подобранные для развития диалогической речи, рассчитаны на то, чтобы:
1) формировать у детей умения пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге (правила очередности и тематического единства реплик);
2) отражать естественную логику формирования речевых умений: от восприятия и заимствования образцов диалогических реплик к их использованию в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческому переносу усвоенных образцов в самостоятельную речевую практику.
Родители стали непосредственными участниками проекта, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи, обогатило воспитательно-образовательный процесс ценным положительным опытом семейного воспитания.
Третий модуль - практический
Формы работы с дошкольниками:
- непосредственно образовательная деятельность (занятия)
- образовательная деятельность в режиме дня (дидактические, подвижные игры, упражнения, чтение художественной литературы, досуги, развлечения)
- самостоятельная деятельность (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, инсценировки)
- совместная деятельность родителей с детьми (чтение художественной литературы, беседы, игры, выполнение заданий).
Формы работы с родителями:
анкетирование, родительское собрание, родительский практикум, круглый стол, консультации с обратным талоном, памятки, буклеты.
Методы и приёмы:
игровые приемы, использование ИКТ, индивидуально - дифференцированный подход, создание и решение проблемных ситуаций, театрализация.
Средства обучения:
карточки-схемы, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, маски, ИКТ, литературный материал. Четвертый модуль – результативный
1. Повысится уровень сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста на 5%:
У дошкольников сформируются умения пользоваться различными единицами диалога в соответствии с их функциональным назначением;
Дети старшего дошкольного возраста усвоят основные правила ведения диалога и речевого этикета.
2. Повысится уровень компетентности педагогов по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста на 35%.
Использование данного опыта работы позволит педагогам ДОУ наиболее эффективно планировать работу, направленную на формирование коммуникативных навыков общения дошкольников, что в свою очередь, усилит коррекционно-развивающий компонент педагогического процесса в целом, а также будет способствовать активному эмоционально-позитивному обмену информацией между всеми участниками педагогического сообщества.
3. Повысится уровень компетентности родителей в вопросах развития
коммуникативных навыков детей на 8 %, что обеспечит эффективное
взаимодействие семьи и детского сада по вопросам развития коммуникативных навыков у детей.
Продукт педагогического проекта
Перспективный план работы с детьми
Конспекты занятий с презентациями игр
Картотека дидактических игр
Картотека подвижных игр
Литературный материал
Перспективный план работы с родителями
Информация для родителей

Комментариев нет:

Отправить комментарий